Перейти к содержанию

25.08.2018

Государственное управление как отрасль социальной науки и образования часть 1

органа)
3) существование регионального исполнительного органа, несет политическую ответственность перед региональным советом;
4) собственная фискальная компетенция региональных органов власти, связанная с системой распределения ресурсов.
В этом типе государственного устройства сфера компетенции национального правительства формируется по остаточному принципу.
Двумя главными различиями «региональной державы» от федеративного государства является, во-первых, то, что регионы не имеют собственных конституций и распределение компетенции определяется в общенациональной конституции, а во-вторых — то, что регионы не представлены во второй палате парламента страны. Остается открытым вопрос, является ли этот тип государства постоянным, или его следует рассматривать лишь как переходную форму от унитарного к федеративному государственному устройству.
Психолог в СПБ
Классическими образцами «региональных государств» выступают ныне Бельгия, Испания и Италия [9, р. 1930].
Развитие украинской науки о государственном управлении
Перейдем теперь от осмотра наработок в мировой государственно-управленческой науке до еще совсем непродолжительной истории становления этой академической области в независимой Украине. Она началась с создания Института государственного управления и местного самоуправления при Кабинете Министров Украины, который возглавил известный историк, выдающийся организатор науки и образования, бывший директор уважаемого в мире Канадского института украинских студий университета Альберты в Эдмонтоне профессор
Б. А. Кравченко. Ближе к середине 90-х гг. На базе Института была создана Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины (ныне — Национальная академия государственного управления при Президенте Украины); ее ректором стал известный специалист в области управления образованием профессор В. И. Луговой. Академия представляет собой общенациональную систему обучения (главным образом на уровне магистров государственного управления) и повышение квалификации государственных служащих, проведения научных исследований и подготовки научных кадров в сфере государственного управления; кроме центрального заведения в Киеве, она включает еще четыре региональных институты государственного управления (сначала они работали как филиалы Академии): в Днепропетровске, Львове, Одессе и Харькове.
Во второй половине 90-х гг. государственное управление в нашей стране окончательно институциализовалося как отрасль науки: он был включен в соответствующий перечень ВАК Украины. В этом процессе решающую роль сыграл первый председатель экспертного совета ВАК Украины по государственному управлению, известный специалист по вопросам социальной философии и социальных технологий профессор В. М. Князев. В учредительных документах ВАК государственное управление определялось как отрасль науки, охватывающей философские, теоретико-методологические, фундаментальные и прикладные исследования проблем организации, становления и развития управления в государстве, системе центральных, отраслевых, территориальных, местных органов власти, а также в государственных учреждениях. Подчеркивалось, что в ее рамках исследования направлены на выявление на междисциплинарном уровне принципов, законов, закономерностей, общих тенденций и специфических особенностей становления, функционирования и развития государственных органов, организаций и государственного управления социальными процессами.
В экспертный совет ВАК Украины по государственному управлению входили такие выдающиеся специалисты, как доктор политических наук, ректор МАУП (крупнейшего частного вуза Украины)
В. М. Бебик, доктор философских наук Ф. М. Канак, доктор экономических наук Ю. П. Лебединский, доктор педагогических наук В. К. Майборода, доктор медицинских наук, член-корреспондент НАН Украины, академик АМН Украины Л. А. Пирог и др. Автору посчастливилось работать с ними в экспертном совете с самого начала ее функционирования.
С середины 90-х гг. набирали силу упомянутые региональные институты Академии. Первым был создан Днепропетровский филиал, который возглавил управленец с большим опытом
С. М. Серегин. С конца 1995 функционирует Харьковский филиал (ныне — Харьковский региональный институт государственного управления НАГУ при Президенте Украины); с момента его основания должность директора занимает профессор Г. И. Мостовой.
С самого начала своего существования среди других региональных Харьковский институт отличается мощным научным потенциалом. В нем с магистрантами работали выдающийся деятель образования и науки Украины, около двадцати лет возглавлял государственный университет (ныне — Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина), профессор И. Е. Тарапов, основательница Харьковской научной и образовательной школы в социологии, исследователь, которая была одним из основателей современной социологической науки в Украине и СССР, профессор А. А. Якуба. К преподаванию были привлечены ведущие ученые Харькова и Украины — социологи А. Д. Куценко и Л. Н. Хижняк, экономисты Е. М. Воробьев,
М. М. Ким, В. М. Лисовицкий,
Г. С. Одинцова, А. И. Яковлев и др.
С 2002г. в Харьковском региональном институте НАГУ работает специализированный ученый совет по государственному управлению; ее возглавил доктор философских наук В. В. Корженко, заместителем председателя стал доктор экономических наук А. Ю. Амосов, среди членов совета — председатель Харьковской областной государственной администрации Е. П. Кушнарев. Уже защищены успешно несколько диссертаций, среди которых по теоретическим уровнем и практической значимости следует выделить исследования заместителя начальника Главного управления экономики и рыночных отношений Харьковской облгосадминистрации
И. Л. РАЙНИН. Подготовлено и создается еще много интересных работ, в которых анализируются актуальные проблемы государственного управления, научно обрабатываются механизмы их решения.
Вместо заключения
В заключение хотел бы обратиться к высшему руководству государства и к ректорам уважаемых классических университетов Украины — Киевского, Харьковского, Львовского, Одесского, Днепропетровского, Таврического: ведущие классические университеты мира (а перечисленные заведения, несомненно, входят в их число и, надеемся, в дальнейшем оставаться среди мировых лидеров) должны иметь в своем составе мощный факультет государственного управления. Ведь успешность развития любой страны в XXI веке зависит от массового усвоения знаний и умений в области управления общественными делами. А решающий вклад в интеллектуальное развитие страны делают ее ведущие университеты. Для того, чтобы должным образом выполнять эту весьма важную социальную функцию, университетам необходимо создать факультеты государственного управления, а ректорам — уделять повышенное внимание ихкадровому обеспечению набора способного и трудолюбивого студенческого контингента, интенсивной участия в проведении научных исследований в соответствующей области. Государственном же руководству смысл ликвидировать фактическую монополию НАГУ в области подготовки и повышения квалификации кадров сферы государственного управления. Интенсивное привлечение ведущих университетов к академической деятельности государственного управления — одна из необходимых предпосылок лучшего будущего Украины, ее возвращение в близком (по историческим меркам) перспективе в число передовых стран мира.
Литература:
Студенчество на пути к другому общества: ценностный дискурс перехода (Л. Г. Сокурянская) // Украинский социум. — 2004. — № 1 (3). — C.56-63
www. politik. org. ua