Перейти к содержанию

07.10.2016

Институт полиции прошлое и настоящее в социологической интерпретации часть 3

Реферат на тему:
Институт полиции: прошлое и настоящее в социологической интерпретации
Полиция (милиция) как государственный институт украинскими и российскими исследователями изучалась преимущественно с историко-правовых или организационно-правовых позиций, соответствует предметам таких известных отраслей юридической науки как «история государства и права» и «административное право» [1]. Иногда предметом исследования становились деонтологические аспекты деятельности милиции [2] и проблемы кадрового менеджмента [3]. До сих пор не хватает социологической интерпретации полиции как целостного феномена.
Институт полиции является сравнительно «молодым» историческим институтом, становление которого в большинстве стран приходится на ХVIII-XIX вв. Относительная молодость института полиции не отрицает того факта, что по сути полицейская деятельность является старым и традиционным видом управления общественными процессами. В зародышевых формах она существовала даже в догосударственный период.
выход из зоны комфорта
Выполнение традиций, табу было обязанностью членов рода и племени. Соплеменники строго следили за тем, чтобы правила выполнялись; община судила и наказывала отступников веры и обычаев. Преступление и наказание — вечные спутники общественной жизни, потому что жить коллективно — значит придерживаться определенных правил. Но существование норм обычного права, собственно, и доказывает, что люди склонны их нарушать. Таким образом, возникает функция принуждения и применения силы к нарушителям. Функция правоприменения является древнейшей формой деятельности в общинах, хотя с начала она не воплощалась в специальные структуры и институты в современном понимании этого слова. Например, в африканском племени интуита лицо, совершающего рецидив (убийства или колдовства) и рассматривается опасной для общества, становится объектом наказания. Винном или предлагают добровольно покинуть племя — выполнить так называемый кивитук, что равносильно самоубийству, — или община назначает экзекутора, которому предстоит выполнить наказание. Последний выбирается из числа близких родственников обвиняемого, чтобы в будущем избежать мести [4, с.159-160].
В более сложных обществах полицейская деятельность становится прерогативой государственной власти. Несколько тысячелетий существования государства обозначены тем, что современные функции полиции выполнялись представителями власти, различными чиновниками, хотя и без лишней специализации на соответствующих задачах. За порядок и судопроизводство в стране в целом соответствовали первые лица государства — князья, цари, короли и их наместники — воеводы, местные правители, различные чиновники. Все они опирались на армию, достойную, вооруженные отряды «общего назначения».
Само слово «полиция» исторически связано с терминологией организации государственной жизни в греческих полисах античного периода. «Полиция» (от греческого politei — управление) тогда означало всю систему государственного устройства и управления. С конца XIV в. в европейских странах этот срок снова входит в обращение, он означает светское управления (в отличие от сфер, на которые распространялась компетенция католической церкви). Впоследствии он сужается и с XVII-XVIII вв. «полиция» означает специализированные административные органы, на которые возлагалось правоприменения, охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Надо заметить, что все государства фактически оставляют только за собой право легитимно (законно) применять силу. Государства пытались монополизировать полицейский деятельность. Полиция же и рассматривается как институт, которому поручается от имени государства применять силу, в случае необходимости — с использованием оружия. Становится это благом для человечества?
Общины не всегда охотно мирились с монополией государства и пытались оставить за собой определенные аналогичные функции, опирались на обычное право и традицию. Например, в дореволюционной России сельские общины наказывали собственными силами конокрадов и поджигателей. Вообще-то крестьяне и не были склонны обращаться к властям, а полиции они традиционно не доверяли. Приговоры крестьянских общин были довольно жестокие; преступников часто убивали. В известном словаре Ефрона и Брокгауза, который выходил до революции, приводится пример, когда окружным врачом только в одном округе Тобольской губернии было осмотрено 200 трупов, оставшихся после подобных самосудов. Своих жертв крестьяне нередко подвергали пыткам, придумывали разные особые способы убийства — привязывали человека к специально склонившихся деревьев и разрывали тело на куски, сдирали заживо кожу, выкалывали глаза, привязывали обвиняемого хвоста лошади и гнали его по степи [5].
В традиции американского общества еще со времен первых поселенцев существует приоритет прав семей и общин решать вопросы собственной безопасности. Все попытки, например, противников свободной продажи огнестрельного оружия отменить право американцев свободно владеть винтовками и пистолетами наталкиваются на яростное сопротивление традиционалистов. Но неконтролируемое использование силы является очень опасным явлением. Во второй половине XIX — начале ХХ в. на американском юге широко применялись так называемые суды Линча. Они означали быструю и яростную расправу белых жителей над чернокожими, подозреваемых в тяжких преступлениях. С 1882 по 1927 линчевали +4950 человек. Вот яркий пример неконтролируемого применения насилия: 1893 в городке с громким названием Париж, штат Техас, десятитысячная толпа была свидетелем расправы над умственно неполноценным чернокожим американцем, которого обвиняли в убийстве ребенка. Час продолжались страшные пытки, а затем жертву сожгли живьем на костре [6, с. 225]. «Линчевание» стало общим понятием, когда человека без суда и справедливого рассмотрения дела наказывают, пытают или убивают. В современной Америке такого практически нет (хотя в течение 1980—1990 гг. Зафиксировано несколько случаев предъявления лидерам Ку-Клукс-Клана обвинений в убийствах чернокожих американцев), но часто случаются чрезвычайные происшествия, когда разные маньяки, психически больные лица открывают огонь по своим коллегам на работе, ученикам школы или случайным прохожим с различного стрелкового оружия.
Сила и оружие весьма опасными инструментами регулирования человеческих отношений и управления социальными процессами. Положительная сущность института полиции заключается в том, что он упорядочивает принуждения и насилия к гражданам. Государство устанавливает определенные гласные правила того, как и когда можно применять оружие и силу, что делает
общественную жизнь более безопасным и прогнозируемым. Полицейские чины на службе не являются частными лицами, они должны действовать в соответствии с законами государства и нести ответственность за превышение своих полномочий. Для общества сосредоточения силы и оружия в одних руках является благом остается сделать, чтобы эти «руки» были «чистыми», а головы полицейских — трезвые, образованные, ответственные. Именно эти вопросы и возникают в процессе институционализации полицейской деятельности.
Протоинституцийни формы полицейской деятельности существовали практически всегда. Ранее они реализовывались или в виде стихийных проявлений социального контроля, или регулировались институтами рода и государства. Важно подчеркнуть