Перейти к содержанию

25.12.2016

Личное потребление в самооценках населения Украины

Реферат на тему:
Личное потребление в самооценках населения Украины
Потребление, под которым обычно понимают процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, является неотъемлемой частью общественного производства, его конечной целью. Исследование проблем потребления населения или отдельных его групп принадлежат к кругу актуальных в любое время и в любом обществе и вызывают интерес как ученых, так и специалистов-практиков.
Обществоведческая литература по вопросам потребления разнообразна и значительной по объему, в ней выделены следующие основные подходы к анализу этого явления: социально-философский, политико-экономический, социально-психологический, статистический и социокультурный [1, с. 9]. При этом в подавляющем большинстве исследований потребления реализуется междисциплинарный подход.
DRÄNERING I STOCKHOLM
Методологическим основам изучения потребления посвящены труды А. Донченко, В. Жеребин, Э. Либановой, В. Мандибура, Н. Римашевская, А. Романова, Ю. Саенко, Л. Сохань, В. Тарасенко, В. Тихоновича, В. Шинкарука, С. Ярошенко и др. Особенности потребления населения в разных странах исследовали А. Арсеенко, Т. Богомолова, А. Зайченко, В. Рамзес, Л. Скокова, В. Тапилина, Н. Тихонова и др. Кроме того, основная масса современных работ по социально-экономическим вопросам содержит в себе элементы анализа потребления населения, поскольку сокращение этой сферы как одно из проявлений снижение уровня жизни, сопровождает рыночные реформы, играет роль важнейшего сдерживающего общественное развитие фактора.
эмпирической базой анализа потребления, как правило, данные, публикуемые государственными статистическими органами различных стран, составленные по результатам изучения потребления, структуры доходов и расходов домохозяйств. Но эта информация не учитывает самооценку достаточности потребленных населением товаров и услуг, каналы их приобретения и потребительские намерения населения. Дать ответы на эти вопросы пытаются многочисленные маркетинговые исследования, осуществляемые частными маркетинговыми центрами по заказу коммерческих фирм. Однако использование результатов маркетинговых исследований имеет определенные ограничения. Во-первых, результаты изучения потребительского рынка на коммерческой основе передаются фирмам-заказчикам и составляют коммерческую тайну, а следовательно, не поступают в широких масс специалистов; во-вторых, предметом маркетинговых исследований является потребление отдельных товаров, или их престижных и дорогих марок; в-третьих, маркетинговые исследования чаще всего изучают потребительские практики платежеспособных жителей больших городов, которые не могут представлять все население страны. Толчком к анализу, которые мы проводим в этой статье, была необходимость исследовать самооценку населением Украины достигнутого уровня потребления и при этом избежать присущих маркетинговым исследованиям ограничений.
Основной причиной, определяющей низкий уровень потребления и вполне справедливую оценку населением достигнутого уровня и возможностей его повышения, является бедность и малообеспеченность. Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Институтом социологии НАН Украины в феврале 2004 г... По выборке, представляющей взрослое население Украины по основным социально-демографическим характеристикам, среднедушевые доходы в семьях 78% респондентов не превышали размера прожиточного минимума (342 грн. В месяц), а в семьях 44,9% всех опрошенных были меньше, чем его половина. Сам прожиточный минимум с 2004 г... Был повышен до 362 грн. 23 коп., Что автоматически не означает его реального увеличения — 5,9% повышение размера прожиточного минимума заметно отстает от темпа роста цен в 2003 г... (В среднем 8,2%, а на основные продукты питания 28-36% [2, с. 9-10]), в течение которого он не пересматривался, а также не было учтено рост цен с начала 2004 г... Кроме того, прожиточный минимум, как и ранее, не предусматривает расходы на медицинское обслуживание и образование, тем самым еще на нормативном уровне закрепляя низкие стандарты жизни.
Для семей почти половины (49,6%) опрошенных сфера потребления ограничивается продуктами питания. Более четверти (27,5%) респондентов в течение года перед опросом постоянно или время от времени находились в тяжелой финансовой нужде и не имели средств на необходимое питание. В подгруппе респондентов с среднедушевыми доходами ниже половины действующего на момент опроса прожиточного минимума в похожую ситуацию попал каждый третий (34,8%). В целом по массиву 37,7% опрошенных отмечали, что им не хватает возможностей для приобретения необходимых продуктов питания.
Для каждого пятого (22,6%) респондента одним из основных мест покупки продуктов является неорганизованный рынок, где санитарные условия, как правило, не соответствуют нормам; 13,3% опрошенных вынуждены регулярно покупать продукты в селе у знакомых или пользоваться помощью последних.
Обеспеченность населения необходимой одеждой тоже оказалась неудовлетворительной — его недостаточность отмечала треть (32,3%) опрошенных. Для пятой части респондентов (20,9%) одним из основных каналов приобретения одежды и обуви есть магазины «секонд-хенд», 7,9% опрошенных вообще их не покупают, а пользуются помощью знакомых и благотворительных организаций. Чаще всего одежда и обувь респонденты покупают на рынке, где обычно реализуются недорогие, часто низкокачественные, вещи (таблица 1).
Практики приобретение одежды и обуви, которые являются одной из характеристик стиля жизни индивидов, свидетельствуют о недоступности для большинства населения качественных и модных промышленных товаров. Даже на специально организованных ярмарках, на которых представлены одежда и обувь и часто предоставляются скидки, делают покупки только 16,1% опрошенных. Качественный и стильный