Перейти к содержанию

06.06.2017

Научное сопровождение социальных проектов идеология и структура процесса часть 2

Реферат на тему:
Научное сопровождение социальных проектов: идеология и структура процесса
Постановка проблемы. За годы независимого развития украинского общества возникли новые потребности социальной сферы, сложились принципиально новые условия разработки и внедрения социальной политики. Это вызвало появление многочисленных социальных программ и проектов, направленных на различные объекты воздействия и социальной работы.
рунетки

Постепенно осознается соотношения методологических, теоретических основ и практического опыта при разработке целей, задач и способов реализации как конкретных социальных проектов, так и социальной политики в целом. Положительный и отрицательный опыт внедрения различных теоретико-методологических подходов, применение широкого спектра форм и методов воздействия на социальные процессы и поддержки отдельных групп в нашей стране усилили интерес ученых, политиков, практических специалистов социальной сферы к научным исследованиям и итоговых оценок успеваемости социальных проектов. Этот интерес — всестороннее: исполнителей проектов интересует обоснованность и адекватность действий и оценка результата; доноров (сторону, финансирующего) — целесообразность вложенных ресурсов и наличие положительного эффекта, подтверждение достижения запланированных результатов; исполнительную власть и общественность — позитивные изменения, произошедшие; целевые группы проектов — соответствие предложений относительно потребностей, качество услуг и стабильность проектов. Таким образом, на практическом уровне сформирована потребность в научном сопровождении социальных проектов на всех этапах: от планирования и разработки — к оценке долговременных результатов.
Практика развития социальных проектов пришла в Украину с Запада. Само по себе это было прогрессивным явлением, потому что такая организация работы имеет конкретные преимущества. В частности, она обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов на четко определенных целевых группах клиентов; локализацию деятельности в определенных временных и географических границах; применение специфических методов вмешательства в соответствии с особенностями целевых групп; преимущественную ориентацию на результаты (промежуточные и конечные), которые можно измерить объективно *.
Но в первые годы внедрения социальных проектов в Украине, естественно, не хватало соответствующего опыта, поэтому разработка и реализация многих из них происходили преимущественно на основе заимствованного подхода, отработанной в других странах технологии, в соответствии с рекомендациями и установок зарубежных консультантов.
Справедливо заметить, что такие рекомендации обычно предлагали разработчикам обращать особое внимание на местные особенности, но далеко не всегда участники проекта были способны реализовать это условие на практике. В результате были случаи недостаточной адаптации заимствованных форм и методов к отечественным реалиям, нехватки объективной оценки эффективности проектов, неубедительной или незамеченной широкой общественностью презентации полученных результатов и тому подобное. В отдельных неудачных случаях даже возникала опасность дискредитации самой идеи социального проекта как эффективной формы социальной работы.
Одновременно и в случаях успешной реализации проектов (а их было значительно больше, чем менее удачных попыток) практика выдвигала (и выдвигает еще) перед организаторами и участниками длинный ряд вопросов, которые недостаточно разработаны теоретически с точки зрения особенностей жизни украинского социума (например в отношении убедительного обоснования и планирования проектов, количества и содержания непременных составляющих проектной деятельности, очередности и методики их разработки, объективной оценки эффективности реализации отдельных видов деятельности и проектов в целом и т.д.).
Следует добавить, что потребность в теоретически оправданных рекомендациях по разработке упомянутых вопросов обусловлена ​​не только запросами самих участников проектов. Естественно, им крайне необходимы четкие представление о ожидаемых результатов своей деятельности, соответствующего подбора кадров и методов, расчета ресурсов, других действий, из которых состоит разработка и реализация социального проекта. Но не менее важно учитывать требования доноров (они убедиться в целесообразности и эффективности своих взносов) и обеспечить поддержку общественности, предложив достаточно обоснованную информацию относительно ожидаемых последствий введенных социальных инноваций.
Кроме того, в целесообразности и своевременности разработки четко определенного подхода, определенных общих «правил игры», которые должны применяться для разработки и реализации отечественных социальных проектов, убеждают еще несколько следующих соображений.
Во-первых, уровень обеспечения отечественных социальных работников собственной теорией и технологией разработки социального проекта пока оставляет желать лучшего. Этому есть объективные причины: профессиональная социальная образование введена относительно недавно, и далеко не все практические работники имели возможность ее получить; сама теория социальной работы как науки переживает в Украине период становления и в отличие от ведущих западных школ (Великобритании, Германии и др.) не всегда готова предложить практикам нужны рекомендации.
Во-вторых, существующая практика несколько опередила теорию — с каждым годом в Украине реализуется все больше социальных проектов, а фундаментальных научных трудов отечественных авторов по этой тематике явно не хватает.
В-третьих, украинская ситуация осложняется тем, что предыдущий опыт общественных учебно-научных дисциплин, приобретенный в советское время, не всегда может пригодиться, когда речь идет о преодолении негативных последствий распространения новых для страны явлений, в частности, безработица, бродяжничества, детской беспризорности, сексуальной эксплуатации женщин, инъекционной наркомании и т. д. (Ведь некоторых из этих проблем в Украине раньше не существовало, некоторые были распространены значительно меньше, и для их решения применялись методы несовместимы с современными принципами социальной работы.)
Итак, совершенно очевидно, что компенсировать недостаток знаний по разработке и реализации социальных проектов в Украине только на основе изучения зарубежного опыта в полной мере невозможно. Особенности адаптации проектов к отечественным условиям потребует собственных исследований. Такие исследования на основании анализа накопленного опыта, обобщения общих черт и отделения артефактов могут выявить закономерности реализации успешных проектов в Украине, ввести их в пределы стандартизированной методологии целеполагания, определения объект-субъектных отношений, применение оправданных теорий, идентификации в соответствии с четких критериев отдельных видов проектной деятельности, установленные оптимальных ресурсов, системного применения процедур мониторинга и оценки и тому подобное. Вероятно, только таким путем можно создать прочное теоретическое основание для дальнейших практических действий,