Перейти к содержанию

09.06.2016

Государственное управление как отрасль социальной науки и образования часть 3, накрутка подписчиков в группу вконтакте

Реферат на тему:
Государственное управление как отрасль социальной науки и образования
С провозглашением курса на рыночную перестройку экономики повышенную — и вполне справедливо — внимание и в науке, и в образовании, и в социальной практике и в повседневной жизни граждан Украины стали уделять управлению бизнес-делами. Но является развитие именно этого управления достаточным условием успеха в деле всесторонней и коренной общественной трансформации? Ответ на этот вопрос должен быть однозначно негативной. Эффективное решение частных проблем за наиболее развитого рыночного хозяйствования все равно отнюдь не означает, что автоматически решаться далеко сложные проблемы функционирования и развития общества.
накрутка подписчиков в группу вконтакте
Соответствующие типы управления представляют собой, так сказать, разные жанры. Это обстоятельство в одном из своих стихотворений очень удачно отразил русский поэт Юрий Кузнецов:
Фомка — изрядный хозяин двора,
но не державы.
Опыт человечества убеждает, что надо специально готовить и «хозяев государства», развивать соответствующую отрасль науки и образования и — в частности путем создания и совершенствования академического основание — государственное управление как сферу творческой, высокоинтеллектуальной работы. Этой теме и посвящена данная статья.
Основные категории государственного
управления
Мне уже приходилось отмечать, что научная отрасль, которая охватывает комплекс государственно-управленческих дисциплин, в определенном смысле достигла зрелости в конце прошлого века. Промежуточные итоги за более чем сто лет ее развития в мире подведены в четырехтомной «Международной энциклопедии государственной политики и управления», опубликованной в 1998 [1]. Главный редактор этого этапного издания — профессор Дж. Шафриц (Shafritz) с университета Питтсбурга (США), а так называемыми «редакторами-консультантами» были выдающиеся специалисты — профессор Д. Розенблум (Rosenbloom) с Американского университета в Вашингтоне (США) и профессор И . В. Расселл (Russell) из университета Монаш в Мельбурне (Австралия). К интернационального коллектива редакторов входили, в частности, А. Аль-Халаф
(Al-Khalaf) из Института государственного управления в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), Г. Букерт (Bouckaert) с Католического университета Лувена (Бельгия), П . Фут (Foot) с Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче (Великобритания), хотя численно преобладали представители США. Последнее обстоятельство обусловлено вниманием, которое уделяется вопросам государственного управления в этой стране, и научным вкладом американцев в соответствующую научную отрасль.
Сама категория «государственное управление» (англ. «public administration»; в США как синоним иногда используется термин «public affairs») применяется учеными для обозначения двух взаимосвязанных понятий: 1) сектора занятости, инициатив и видов деятельности, касающиеся формулировки и внедрения управленческой политики с помощью государственных и общественных программ и менеджмента соответствующих организаций и деятельности; 2) академической области, занимающийся изучением, усовершенствованием и подготовкой кадров сферы деятельности, обозначенной в пункте 1 [2, р. Тысяче семьсот восемьдесят два]. Считаю, что точнее содержание категории отразил бы вариант перевода «общественное управление» или «управления обществом (общественными, общественными делами)». Однако в Украине укоренился вариант «государственное управление», который я буду использовать в дальнейшем, помня одновременно о содержании понятия. Впрочем, несомненно, ключевую роль в управлении обществом играет именно система органов государственной власти. Присущим этой сфере способом организации деятельности выступает бюрократия.
Кстати, элементом вредного наследия советской эпохи является восприятие слова «бюрократия» почти как ругательства. На самом деле этим термином в современной социальной науке сказывается способ управления, присущий как частному (или «деловом») управлению относительно крупными организациями, так и государственному управлению. Сегодняшнее понимание этого понятия связывается прежде всего с теоретическими наработками классика социологии М. Вебера.
Согласно современной интерпретацией Веберовская концепции, бюрократия является одним из важнейших проявлений всестороннего процесса рационализации общественной жизни и имеет следующие характеристики:
1) регулярная деятельность, необходимая для функционирования организации, считается официальные обязанности; существует четкое разделение труда с высокой степенью специализации;
2) иерархия, предусматривающая контроль и надзор за каждым звеном низшего уровня со стороны звена высшего уровня, причем каждый работник отвечает перед своим руководителем как за собственные действия, так и за действия подчиненных;
3) операции и работы направляются согласованным комплексом правил для специфических ситуаций или задач, чтобы обеспечить единство;
4) официальные лица в бюрократических организациях выполняют свои задачи беспристрастно, без предубеждения или фаворитизма;
5) занятость базируется на официально заверенной квалификации, а работники защищены от необоснованного увольнения;
6) осуществляется запись всех дел и транзакций (операций, проводимых) [3, р. 98].
Подобная организационная модель выглядит весьма привлекательно. Такой — рациональной — бюрократии в нашем обществе, и в частности в государственном управлении, не только не много, а, наоборот, мало, ее явно не хватает. Одним из лозунгов дня нынешнего для Украины может быть: "Больше бюрократии за Максом Вебером!
« Надо объяснить также некоторые другие понятия, встретившиеся в первом абзаце моей статьи, в частности термина» управленческая политика «(англ.» Policy «,» policies "). Его используют для обозначения элемента собственно управленческой деятельности, который отражает решения или направление действий, избранные среди альтернатив; набор взаимосвязанных и последовательных целей, планов и правил решения задач; четкий комплекс преимуществ и планов, разработанный для того, чтобы сделать результаты принятия ряда будущих решений более предсказуемыми и последовательными [4, р. 313]. Предметом государственного управления выступает государственная, общественная управленческая политика; подобно этому, общепринятым является и термин «бизнес-политика».
Различают следующие типы государственной управленческой политики:
1) распределительная политика, заключающаяся в предоставлении крупномасштабных услуг или выгод определенным категориям или группам населения;
2) перераспределительная политика, которая предусматривает сознательные усилия государства по перераспределению богатства, доходов, собственности или прав между широкими классами или группами населения;
3) регуляторная политика, которая выдвигает ограничения относительно свободы действовать для субъектов отрасли подлежит регулированию;
4) саморегуляцийна (или дерегуляционные) политика, представляет собой вариацию регулирования, позволяющего субъектам регулируемой сферы использовать изменения в политике как средства защиты или удовлетворения собственных экономических интересов;
5) приватизация, или политика заключения контрактов с частными фирмами, которая внедряет рыночные, предпринимательские или «ориентированные на получение прибыли» подходы [5, гг. 346-348].
Тремя уровнями осуществления государственной управленческой политики выступают программы, проекты и индивидуальное исполнение.
Также упомянутое в начале статьи понятие системы органов государственной власти (англ. «government») касается институциональной организации политической власти в пределах определенной территории. В англоязычных источниках этим термином обозначается и